Антинаркотическая работа
Заседание антинаркотической комиссии Администрации Октябрьского района
21.03.2025 г.Глава Донского региона Юрий Слюсарь в режиме видеоконференции провел совместное заседание антинаркотической комиссии Ростовской области. В числе вопросов повестки дня – наркоситуация в Ростовской области и меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, итоги работы антинаркотической комиссии в 2024 году. В заседании приняла участие исполняющий обязанности главы Администрации Октябрьского района Татьяна Юшковская.
В 2024 году на территории Ростовской области зарегистрировано 246 случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами (2023 год − 184 острых отравления с летальным исходом).
В последнее время участились случаи смертельных отравлений от наркотиков. По данным областного минздрава, больше половины из них связаны с метадоном.
В структуре отравлений 84,1% (207 случаев) приходилась на синтетические средства (2023 год − 78%). Из них основную долю занимал метадон − 166 случаев, что составляет 67,5% от общего количества отравлений с летальным исходом (2023 год − 50,8%).
В 2024 году почти в 10 раз был увеличен охват обучающихся профилактическими медицинскими осмотрами с тестированием на наркотические вещества.
В 2024 году раннюю диагностику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ прошел 10 981 обучающийся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций (до 2024 года профилактические медицинские осмотры ежегодно проходили 1 500 обучающихся).
При этом 4 195 человек (28% от подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров) отказались от их прохождения.
По завершении областного заседания временно исполняющий обязанности главы Администрации Октябрьского района Татьяна Юшковская провела заседание антинаркотической комиссии в Октябрьском районе. С докладами выступили: ВРИО начальника ОП-3 МУ МВД России «Новочеркасское» Сергей Платоно, врач-психиатр-нарколог по Октябрьскому району ГУЗ «Наркологический диспансер» г. Шахты, начальник отдела по правовой и антикоррупционной работе Администрации района Андрей Здоровцев.
Татьяна Юшковская отметила: «Мы должны усилить профилактическую работу, особенно среди молодежи. Необходимо активнее вовлекать родителей и педагогов в процесс раннего выявления проблем. Увеличить охват профилактических медицинских осмотров среди обучающихся, уделив особое внимание работе с прохождением тестирования. Также важно повысить эффективность взаимодействия между всеми структурами – правоохранительными органами, медиками и образовательными учреждениями».
Заседание завершилось обсуждением дальнейших шагов по реализации поставленных задач.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.
При разработке новой целостной системы первичной профилактики нашей стране следует исходить из следующих основных условий:
- социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;
- этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
- поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;
- реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей и молодежь, образовательную среду и семью;
- целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;
- стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;
обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.
Цели первичной профилактики:
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики:
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска наркотизации” и ребенка, заболевшего наркоманией.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз “наркомания”, учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.
Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием “тяжелых” наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить “экспериментатора” в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
- оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;
- оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;
- организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
- оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;
- взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;
- разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;
- разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.
Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)
1. Интеллектуально-мнестические
2. Морально-этические
3. Поведенческие (бихевиоральные)
4. Физические и неврологические
5. Эмоциональные
Интеллектуально-мнестические нарушения:
- снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,
- ухудшение успеваемости,
- сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять главное,
- «застревание» на мелочах и неудачных примерах,
- плохая сообразительность и «бестолковость»,
- быстрая истощаемость с “отказными” реакциями,
- плоский юмор,
- бедность воображения,
- поверхностность суждений, легкомысленность,
- нарушения логического мышления,
- снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ,
- снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от употребления ПАВ,
- снижение способности к адаптации и коммуникабильности в нормативных (ненаркотических) социальных средах,
- инфантилизм,
- ослабление целеустремленности.
Морально-этические нарушения:
- нарастающая лживость, лицемерие, лень,
- циничность, сквернословие, использование жаргона,
- «ветренность», хвастливость,
- снижение ответственности перед членами семьи и друзьями, безразличие к их печалям и горю,
- неуважение к старшим и мнению других людей,
- пренебрежение к нормам поведения и государственным законам,
- безответственность,
- обвинение в своих неудачах окружающих,
- склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы, изворотливость,
- притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и гражданского долга,
- склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду,
- склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание конфликтных ситуаций,
- сексуальная распущенность,
- потеря чувства дружбы и любви,
- установка на нетрудовое добывание денег – воровство, мошенничество, грабеж и пр.,
- показной патриотизм или антипатриотизм,
- садо-мазохистские тенденции,
- ослабление чувства сострадания,
- появление склонности к насмешкам, горькому сарказму,
- неадекватность самооценки (заниженная или завышанная),
- легкая вовлекаемость в субкультурные группировки,
- безразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.).
Фактически, у больных наркоманией отмечается нарастающее разрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценность жизни, здоровье, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры, склонность доверять другому свое духовное достояние и пр.
Поведенческие (бихевиоральные) нарушения:
- низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм,
- неопрятный или вычурный внешний вид,
- прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным причинам,
- уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время,
- исчезновение из дома на несколько дней,
- воровство из денег, ценностей, одежды, книг, видео- и аудиотехники,
- воровство вне дома,
- избегание общения с членами семьи,
- склонность к прослушиванию специфической музыки,
- выпрашивание денег у родителей под различными предлогами, использование денег не по назначению,
- изменение круга общения,
- преимущественное общение наркоманами или асоциальными личностями,
- прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков, культурно-массовых мероприятий,
- продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга, непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали родители,
- получение частых сообщений на пейджер,
- агрессивная или болезненная реакция на критику,
- конфликтное отношение с членами семьи,
- совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей, подруг,
- частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются войти в такую комнату,
- демонстративное суицидальное поведение.
Физические и неврологические:
- изменение привычного цвета кожного покрова и слизистых (чаще всего кожа лица и видимые слизистые бледные),
- снижение веса тела,
- изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при злоупотреблении гашишем,
- бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание,
- боли в конечностях, особенно в суставах ног,
- боли в позвоночнике,
- сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной абстиненции,
- изменение размера зрачков (сужение или расширение),
- упадок сил, чувство утраты энергии,
- нарушение координации движений,
- расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта,
- ослабление либидо и потенции,
- следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния,
- специфический запах изо рта, запах одежды.
Эмоциональные нарушения:
- пониженное или повышенное настроение,
- повышенная возбудимость, несдержанность,
- беспокойство, тревога, страх,
- суточные колебания аффектов,
- эмоциональная лабильность,
- неустойчивость аффектов,
- безучастие, подавленность,
- заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость,
- эмоциональная тусклость,
- замедленная или несвязная речь,
- гипомимичность,
- ипохондрия,
- суицидальные тенденции,
- истеричность,
- тоскливо-злобное настроение.
Очевидные признаки использования ПАВ:
Следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях.
Шприцы, медицинские иглы.
Закопченные ложечки.
Маленькие закопченные ложечки.
Бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.
Таблетки, капсулы, успокающего, снотворного или обезболивающего действия.
Наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.
Правила, которых следует придерживаться, если возникло подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ!
Общие положения:
Проанализировать факты.
Не сообщать случайным людям о подозрении.
Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.
Что делать родителям?:
1. Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.
2. Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания.
3. Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
4. Объяснить опасность употребления ПАВ.
5. Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.
6. Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
7. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.
8. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных профилактических мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).
9. Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.
10. Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.
Что делать педагогу?
1. Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.
1. Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.
1. Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.
1. Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.
1. Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.
1. В случаях продолжения наркотизации ставьте вопрос об организации лечебной и реабилитационной помощи в специализированном наркотическом учреждении (центр, больница и пр.).
Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах
Информация антинаркотической комиссии