Антинаркотическая работа

Заседание антинаркотической комиссии Администрации Октябрьского района

21.03.2025 г.

Глава Донского региона Юрий Слюсарь в режиме видеоконференции провел совместное заседание антинаркотической комиссии Ростовской области. В числе вопросов повестки дня – наркоситуация в Ростовской области и меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, итоги работы антинаркотической комиссии в 2024 году. В заседании приняла участие исполняющий обязанности главы Администрации Октябрьского района Татьяна Юшковская.

В 2024 году на территории Ростовской области зарегистрировано 246 случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами (2023 год − 184 острых отравления с летальным исходом).

В последнее время участились случаи смертельных отравлений от наркотиков. По данным областного минздрава, больше половины из них связаны с метадоном.

В структуре отравлений 84,1% (207 случаев) приходилась на синтетические средства (2023 год − 78%). Из них основную долю занимал метадон − 166 случаев, что составляет 67,5% от общего количества отравлений с летальным исходом (2023 год − 50,8%).

В 2024 году почти в 10 раз был увеличен охват обучающихся профилактическими медицинскими осмотрами с тестированием на наркотические вещества.

В 2024 году раннюю диагностику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ прошел 10 981 обучающийся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций (до 2024 года профилактические медицинские осмотры ежегодно проходили 1 500 обучающихся).

При этом 4 195 человек (28% от подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров) отказались от их прохождения.

По завершении областного заседания временно исполняющий обязанности главы Администрации Октябрьского района Татьяна Юшковская провела заседание антинаркотической комиссии в Октябрьском районе. С докладами выступили: ВРИО начальника ОП-3 МУ МВД России «Новочеркасское» Сергей Платоно, врач-психиатр-нарколог по Октябрьскому району ГУЗ «Наркологический диспансер» г. Шахты, начальник отдела по правовой и антикоррупционной работе Администрации района Андрей Здоровцев.

Татьяна Юшковская отметила: «Мы должны усилить профилактическую работу, особенно среди молодежи. Необходимо активнее вовлекать родителей и педагогов в процесс раннего выявления проблем. Увеличить охват профилактических медицинских осмотров среди обучающихся, уделив особое внимание работе с прохождением тестирования. Также важно повысить эффективность взаимодействия между всеми структурами – правоохранительными органами, медиками и образовательными учреждениями».

Заседание завершилось обсуждением дальнейших шагов по реализации поставленных задач.


ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

При разработке новой целостной системы первичной профилактики нашей стране следует исходить из следующих основных условий:

- социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;

- этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;

- поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;

- реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей и молодежь, образовательную среду и семью;

- целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;

- стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;

обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Цели первичной профилактики:

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Стратегия первичной профилактики:

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

- формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска наркотизации” и ребенка, заболевшего наркоманией.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.


ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

В случаях, когда ставится диагноз “наркомания”, учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.

Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием “тяжелых” наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить “экспериментатора” в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

- оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;

- оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;

- организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

- оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;

- взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;

- разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;

- разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.

Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.

Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.


Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)

1. Интеллектуально-мнестические

2. Морально-этические

3. Поведенческие (бихевиоральные)

4. Физические и неврологические

5. Эмоциональные

Интеллектуально-мнестические нарушения:

- снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,

- ухудшение успеваемости,

- сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять главное,

- «застревание» на мелочах и неудачных примерах,

- плохая сообразительность и «бестолковость»,

- быстрая истощаемость с “отказными” реакциями,

- плоский юмор,

- бедность воображения,

- поверхностность суждений, легкомысленность,

- нарушения логического мышления,

- снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ,

- снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от употребления ПАВ,

- снижение способности к адаптации и коммуникабильности в нормативных (ненаркотических) социальных средах,

- инфантилизм,

- ослабление целеустремленности.

Морально-этические нарушения:

- нарастающая лживость, лицемерие, лень,

- циничность, сквернословие, использование жаргона,

- «ветренность», хвастливость,

- снижение ответственности перед членами семьи и друзьями, безразличие к их печалям и горю,

- неуважение к старшим и мнению других людей,

- пренебрежение к нормам поведения и государственным законам,

- безответственность,

- обвинение в своих неудачах окружающих,

- склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы, изворотливость,

- притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и гражданского долга,

- склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду,

- склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание конфликтных ситуаций,

- сексуальная распущенность,

- потеря чувства дружбы и любви,

- установка на нетрудовое добывание денег – воровство, мошенничество, грабеж и пр.,

- показной патриотизм или антипатриотизм,

- садо-мазохистские тенденции,

- ослабление чувства сострадания,

- появление склонности к насмешкам, горькому сарказму,

- неадекватность самооценки (заниженная или завышанная),

- легкая вовлекаемость в субкультурные группировки,

- безразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.).

Фактически, у больных наркоманией отмечается нарастающее разрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценность жизни, здоровье, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры, склонность доверять другому свое духовное достояние и пр.

Поведенческие (бихевиоральные) нарушения:

- низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм,

- неопрятный или вычурный внешний вид,

- прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным причинам,

- уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время,

- исчезновение из дома на несколько дней,

- воровство из денег, ценностей, одежды, книг, видео- и аудиотехники,

- воровство вне дома,

- избегание общения с членами семьи,

- склонность к прослушиванию специфической музыки,

- выпрашивание денег у родителей под различными предлогами, использование денег не по назначению,

- изменение круга общения,

- преимущественное общение наркоманами или асоциальными личностями,

- прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков, культурно-массовых мероприятий,

- продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга, непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали родители,

- получение частых сообщений на пейджер,

- агрессивная или болезненная реакция на критику,

- конфликтное отношение с членами семьи,

- совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей, подруг,

- частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются войти в такую комнату,

- демонстративное суицидальное поведение.

Физические и неврологические:

- изменение привычного цвета кожного покрова и слизистых (чаще всего кожа лица и видимые слизистые бледные),

- снижение веса тела,

- изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при злоупотреблении гашишем,

- бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание,

- боли в конечностях, особенно в суставах ног,

- боли в позвоночнике,

- сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной абстиненции,

- изменение размера зрачков (сужение или расширение),

- упадок сил, чувство утраты энергии,

- нарушение координации движений,

- расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта,

- ослабление либидо и потенции,

- следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния,

- специфический запах изо рта, запах одежды.

Эмоциональные нарушения:

- пониженное или повышенное настроение,

- повышенная возбудимость, несдержанность,

- беспокойство, тревога, страх,

- суточные колебания аффектов,

- эмоциональная лабильность,

- неустойчивость аффектов,

- безучастие, подавленность,

- заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость,

- эмоциональная тусклость,

- замедленная или несвязная речь,

- гипомимичность,

- ипохондрия,

- суицидальные тенденции,

- истеричность,

- тоскливо-злобное настроение.

Очевидные признаки использования ПАВ:

Следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях.

Шприцы, медицинские иглы.

Закопченные ложечки.

Маленькие закопченные ложечки.

Бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.

Таблетки, капсулы, успокающего, снотворного или обезболивающего действия.

Наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.

Правила, которых следует придерживаться, если возникло подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ!

Общие положения:

Проанализировать факты.

Не сообщать случайным людям о подозрении.

Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.

Что делать родителям?:

1. Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.

2. Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер наказания.

3. Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.

4. Объяснить опасность употребления ПАВ.

5. Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.

6. Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.

7. Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.

8. Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание и поддержку в осуществлении вторичных профилактических мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).

9. Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.

10. Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.

Что делать педагогу?

1. Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.

1. Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.

1. Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.

1. Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.

1. Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.

1. В случаях продолжения наркотизации ставьте вопрос об организации лечебной и реабилитационной помощи в специализированном наркотическом учреждении (центр, больница и пр.).

Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах

8 Мифов о наркотиках


Информация антинаркотической комиссии





Антидопинговая работа




Противопожарная безопасность




Антитеррористическая работа




Здоровый образ жизни